Страницы

среда, 10 апреля 2013 г.

Откуда берутся идеи? – 2


Источников оригинальных идей, на мой взгляд, два: чистое любопытство и несоответствия (обыденному, идеальному и стандартам, принятым в других местах).
Журналисты психологически – большие сплетники: вся их работа – это пересказ событий из жизни одних людей/сообществ - другим. В основе – любопытство; для фильтрации вариантов нужен здравый смысл и наблюдательность/открытость для входящей информации. Успех материала зависит от темы, героев и качества изложения. Любопытство – это желание получить ответы. Чтоб оно возникало, абсолютно необходимо, чтобы у вас появлялись вопросы. Самые разные.
Проходя мимо какой-то конторы, мы обычно не задумываемся, чем в ней занимаются. Что, если поинтересоваться? Мы сходили на балет; интересно, кто и из чего делает пачки? Может, есть признанные мастера-«пачечники»? НИИ отчиталось: за год получено 8 патентов. Почему бы не выяснить, что к чему? Каким видит мир кассир в банке? Сколько можно заработать на тонне мусора? Почему чиновник вчера был категорически «против», а сегодня – всеми силами «за»? Что за забор появился возле парка? Кто такие «ангины» на сленге таксистов и откуда это взялось? И т.д. и т.п.
Умение видеть несоответствия хорошо тем, что порождает целую уйму вопросов. Примеры:
Вы переходите через дорогу, а по ней течет «река» – где-то прорвало трубу. Прорывы – не редкость, обычно воду быстро перекрывают и ремонтируют, так что темы здесь нет (аналитику о состоянии горводопровода пока оставим). Но тут вы вспоминаете, что вода здесь текла и вчера, и позавчера… И это уже не есть стандарт, так что – вполне тема для материала.
Замечательная история столетнего пианино появилась на свет только потому, что объявление о его продаже было напечатано на качественной мелованной бумаге. Среди прочих, приклеенных к столбу, оно выделялось настолько, что не позвонить его автору было невозможно.
Чиновники отчитались – полгорода оборудовано пандусами. Вы видите: людей в колясках на улицах и в магазинах больше не стало. Отличная возможность порассуждать об идиотизме некоторых подходов: во-первых, живущие в высотках колясочники просто не могут оттуда выехать - между дверью подъезда и лифтом есть еще лестничный пролет. Во-вторых (чуть отклоняясь от темы), вся эта пандусная эпопея мне вообще не совсем понятна: доступность внешнего мира для колясочников – сугубо инженерная задача. Модифицировать можно не лестницы, а коляски, либо варианты спусков/подъемов – человечество придумало сотни способов перемещения грузов. Но все сошлось только с пандусам – в массе своей, нефункциональным.
На закуску – история одного несоответствия, пробудившая острое (и увы, неудовлетворенное) любопытство.
Однажды я наблюдала сцену, будто вышедшую из фильмов Кустурицы. По проезжей части плавно двигалась похоронная процессия (да, на одесской Молдаванке до сих пор такое бывает) – люди, гроб, оркестр… За перекрестком их ждал микроавтобус – катафалк. Когда процессия приблизилась к нему - оставалось метров пять, - катафалк тронулся с места и поехал, понемногу набирая скорость. Люди с гробом побежали следом. За ними – провожающие, оркестранты, зеваки… Проехав метров 30, автобус остановился. Люди с гробом перешли на шаг. На них с разгона налетели оркестранты и провожающие. Постепенно колонна восстановила плавность и тожественность хода. Когда до катафалка оставалось метров пять, он снова тихо тронулся с места…
Это было пару лет назад. Мне до сих пор страшно жаль, что подошел мой автобус; время идет, а любопытство не утихает. Люди, что это было? Может, кто знает?
Продолжение следует…

Комментариев нет:

Отправить комментарий