Источников
оригинальных идей, на мой взгляд, два: чистое любопытство и несоответствия
(обыденному, идеальному и стандартам, принятым в других местах).
Журналисты
психологически – большие сплетники: вся их работа – это пересказ событий из
жизни одних людей/сообществ - другим. В основе – любопытство; для фильтрации
вариантов нужен здравый смысл и наблюдательность/открытость для входящей
информации. Успех материала зависит от темы, героев и качества изложения. Любопытство
– это желание получить ответы. Чтоб оно возникало, абсолютно необходимо, чтобы
у вас появлялись вопросы. Самые разные.
Проходя
мимо какой-то конторы, мы обычно не задумываемся, чем в ней занимаются. Что,
если поинтересоваться? Мы сходили на балет; интересно, кто и из чего делает
пачки? Может, есть признанные мастера-«пачечники»? НИИ отчиталось: за год
получено 8 патентов. Почему бы не выяснить, что к чему? Каким видит мир кассир
в банке? Сколько можно заработать на тонне мусора? Почему чиновник вчера был
категорически «против», а сегодня – всеми силами «за»? Что за забор появился
возле парка? Кто такие «ангины» на сленге таксистов и откуда это взялось? И
т.д. и т.п.
Умение
видеть несоответствия хорошо тем, что порождает целую уйму вопросов. Примеры:
Вы
переходите через дорогу, а по ней течет «река» – где-то прорвало трубу. Прорывы
– не редкость, обычно воду быстро перекрывают и ремонтируют, так что темы здесь
нет (аналитику о состоянии горводопровода пока оставим). Но тут вы вспоминаете,
что вода здесь текла и вчера, и позавчера… И это уже не есть стандарт, так что
– вполне тема для материала.
Замечательная
история столетнего пианино появилась на свет только потому, что объявление о
его продаже было напечатано на качественной мелованной бумаге. Среди прочих,
приклеенных к столбу, оно выделялось настолько, что не позвонить его автору
было невозможно.
Чиновники
отчитались – полгорода оборудовано пандусами. Вы видите: людей в колясках на
улицах и в магазинах больше не стало. Отличная возможность порассуждать об
идиотизме некоторых подходов: во-первых, живущие в высотках колясочники просто
не могут оттуда выехать - между дверью подъезда и лифтом есть еще лестничный
пролет. Во-вторых (чуть отклоняясь от темы), вся эта пандусная эпопея мне
вообще не совсем понятна: доступность внешнего мира для колясочников – сугубо
инженерная задача. Модифицировать можно не лестницы, а коляски, либо варианты
спусков/подъемов – человечество придумало сотни способов перемещения грузов. Но
все сошлось только с пандусам – в массе своей, нефункциональным.
На
закуску – история одного несоответствия, пробудившая острое (и увы,
неудовлетворенное) любопытство.
Однажды
я наблюдала сцену, будто вышедшую из фильмов Кустурицы. По проезжей части
плавно двигалась похоронная процессия (да, на одесской Молдаванке до сих пор такое
бывает) – люди, гроб, оркестр… За перекрестком их ждал микроавтобус – катафалк.
Когда процессия приблизилась к нему - оставалось метров пять, - катафалк
тронулся с места и поехал, понемногу набирая скорость. Люди с гробом побежали
следом. За ними – провожающие, оркестранты, зеваки… Проехав метров 30, автобус
остановился. Люди с гробом перешли на шаг. На них с разгона налетели
оркестранты и провожающие. Постепенно колонна восстановила плавность и
тожественность хода. Когда до катафалка оставалось метров пять, он снова тихо
тронулся с места…
Это
было пару лет назад. Мне до сих пор страшно жаль, что подошел мой автобус;
время идет, а любопытство не утихает. Люди, что это было? Может, кто знает?
Продолжение
следует…
Комментариев нет:
Отправить комментарий