Врать не стоит вообще и о
стажировке – в частности. Если на карму вам плевать, может, выручит прагматизм.
Редактор давно и плотно находится в профессиональной среде, куда вы только
стремитесь попасть. Вы не знаете, какой информацией он может обладать.
В ситуации, описанной в "Первом приходе", редактор точно знал, что вакансии в «Известной газете» есть: накануне
его коллега в разговоре горько плакал - жаловался, что второй месяц не могут
найти человека на освободившееся место.
Рассказ о «подставах» на стажировке
уникален; настолько параноидальное восприятие сотрудников (из разряда «кругом
враги») встретишь не часто. Но с подобной инфантильностью понимания работы
журналиста мне приходилось сталкиваться среди уже работающих молодых
репортеров. Проводя аналогии,
Мама может попросить вас купить,
допустим, хлеб. Ее просьба прозвучит примерно так: «Солнышко, выскочи, принеси,
пожалуйста, один «Обеденный», только быстро». Если в ответ вы попросите ее
сообщить, что такое хлеб, сколько он стоит, где находится магазин и по какому
расписанию работает, как туда добраться и, наконец, договорилась ли она с
продавцом, чтобы вам его продали… Боюсь, ее очень обеспокоит ваше душевное
здоровье.
Это я к тому, что работа
журналиста предполагает первую версию задания. Если на какое-то событие вас
приглашают – замечательно, у вас будет на руках адрес-время-тема-действующие
лица и возможность подготовиться. Но куда чаще вы будете слышать задания а-ля
«там завтра перед сессией вроде «зеленые» митингуют, узнай, если что, сделаешь
информашку». Вам сходу придется понять, что сессия не летняя, а горсовета, что
«зеленые» - это не деньги, что раз событие завтра – уточнять нужно сегодня.
Большинство «новобранцев» толком не знают, где этот самый горсовет находится,
как выяснить, когда начнется сессия, как связаться с «зелеными» и что делать,
если те подтвердят, что о митинге слышали, но они в нем не участвуют.
Пытаются справиться
самостоятельно единицы. У этих есть шанс подняться в профессии. Практически все
новички ждут, что обо всем этом им расскажет кто-то из старших коллег, кто окажется свободнее или добрее. Обычно так
и бывает – накормить проще и быстрее, чем научить удить рыбу. В результате
«дети» не понимают, что с ними просто поделились куском «хлеба», и остаются
детьми на долгие годы.
Огромная доля работы в журналистике
– это поиск информации. Я бы разделила ее на два типа: существенную (которая
каким-то образом будет использована в тексте) и вспомогательную, без которой существенную
не получить.
Вспомогательная – это адреса-имена-должности-виды
деятельности-телефоны (особенно мобильные) контактов, информация об их связях. Чтобы
потренироваться в ее поиске, не нужно ждать стажировки или диплома. Чем меньше
времени будет уходить на ее поиск, тем больше его останется на работу по
существу. Ваш блокнот в любом виде (электронный, бумажный, в телефоне, в виде
коллекции визиток) – это капитал, от которого зависит ваша эффективность, ваш
хлеб. И этот капитал вы должны заработать сами. Как?
Продолжение следует…
Nataliya Shestakova (http://www.facebook.com/nataliya.shestakova.7) прокомментировала в FB:
ОтветитьУдалитьНажаль, справедливо не тільки для журналістів. а для більшості "молодших колег" (і не тільки момлодших) у багатьох компаніях. Бажання самостойно думати, бігати, креативно підходити до завдання присутньо, нажаль, у одиниць. Коли вже на 25те запитання щодо чітко сформульованого завдання ти, трохи роздратовано, запитуеш: "А як ти сам / сама думаеш? Як це можна зробити?" - співрозмовник впадає у ступор. Бо напружувати мозок самому як раз дуже не хочеться.
Irina Sechkovskaya прокомментировала (http://www.facebook.com/irina.sechkovskaya) в FB:
ОтветитьУдалитьПовністю згодна щодо молодих колег. котрі(прошу зауважити) ВЖЕ працюють, а не проходять стажування , чи то тільки нмагаються влаштуватися на роботу. Тих, кому справді ЦІКАВО працювати в журналістиці (як ми з вами це розуміємо) - одиниці. Решта мають взагалі про нашу професію вельмі приблизні уявлення...
Nataliya Shestakova прокомментировала в ФБ:
ОтветитьУдалитьЦе досвід роботи молодшим керівником та керівником середньої ланки у 5 іноземних комерційних (навіть не державних та не вітчизняних) компаніях, де, як ввжається, рівень самомотивації, бажання професійного самовдосконалення та кар'єрного розвитку має бути значно вищий. Нажаль, молоді виконавці часто приходять із впевненістю, що їм вже щось винні, якщо вони отримали офіційну вищу освіту, що не є ознакою професійної придатності та таланту у професії.