Кого любят и кого не любят
пресс-службы? За что? Высказаться на эту тему я попросила сотрудников отдела по связям с общественностью
крупной госструктуры, к которым журналисты обращаются постоянно и отзываются о них с уважением. Ниже - текст, полученный в ответ.
Рано или поздно любому
начинающему журналисту придется столкнуться на своем пути с категорией граждан,
чьи служебные обязанности именуются «связи с общественностью» или
«пресс-служба». Для взаимного блага будет лучше, если «столкнуться» вам
придется только фигурально. Поэтому, прежде чем размахивать знаменем борца за
свободу слова и лезть на баррикады (это вы всегда успеете), можно хотя бы
попытаться стать на точку зрения «связного». Значительная часть
«пресс-службистов» в прошлом имеет опыт журналистской работы и контакты с
экс-коллегами поддерживает не только рабочие. Исповеди тут особо не дождешься
(как ни крути – работа подразумевает определенную закрытость). Но задушевные
беседы за чашкой чая позволяют обрисовать ряд ситуаций, которые стопроцентно
гарантируют вам особую «любовь» пресс-секретарей и иже с ними.
Итак, начнем …
Диалог №1
- Алло, пресс-служба? Мне срочно
нужно связаться с … и информация о …
-
Хорошо, оставьте свои координаты, мы уточним и вам перезвоним.
-
Вы не понимаете, мне срочно! Я еще вчера звонила вашему коллеге, и он мне
обещал …
-
Ну я не помню … Вчера, по этому телефону… Он представился, только имя из головы
вылетело… И он обещал! Вы что мне не
верите?
-
Извините, ничем не могу помочь. Оставьте координаты или свяжитесь с тем, кто
вам обещал.
-
Это просто непорядочно с вашей стороны! Чем вы там занимаетесь? Я буду
жаловаться в …(ООН, Общество защиты прав потребителей и так далее до бесконечности).
Позже
выясняется, что никто никому не звонил, ни о чем не договаривался, элементарная
попытка взять нахрапом и эмоциями. Особо «продвинутые пользователи» даже
пытаются козырять именами людей, которые им якобы что-то обещали или сообщали.
Диалог №2
- Это телеканал S. Нам срочно
необходим комментарий вашего руководителя по поводу события Х.
–
Да, это действительно важное событие. Именно поэтому сегодня в два часа дня
состоится пресс-конференция по этому поводу. Все заинтересованные СМИ смогут
озвучить свои вопросы. Вы получали нашу рассылку?
–
Нет, вы не поняли. В два часа будут ВСЕ, а нам нужен ЭКСКЛЮЗИВ.
–
Да, мы понимаем нашу проблему. К сожалению, руководитель очень занят и не может
встречаться с каждым изданием или телеканалом по отдельности. Если для вас он
захочет сделать исключение, мы обязательно свяжемся. Если нет – приходите
вместе со всеми к двум часам.
–
Нет, вы не понимаете, мы же телеканал S!..
Стремление
к эксклюзиву у любого журналиста в крови, но … Посоветовать тут можно только
одно – нарабатывать имя, чтобы именно с Вами захотели встретиться персонально.
Компромиссный вариант: после общего интервью задать свои личные уточняющие
вопросы. Кстати, насчет вопросов: коллегам-журналистам тоже может не понравиться,
если Вы слишком рьяно тянете одеяло на себя и не даете им вставить слово во
время пресс-конференции.
Диалог №3
- Сделайте мне кофе!
-
Извините, у нас через 15 минут пресс-конференция, надо успеть размножить
пресс-релиз, расставить таблички и пообщаться с журналистами.
–
А чем вы раньше занимались? Когда я был в кабинете вашего шефа, там всегда
наливали кофе!
–
В приемной шефа есть секретарь, это входит в ее обязанности. Можете снова подойти
туда.
–
Так что, я не дождусь кофе? А вот журналистку N вы угощали, я сам видел!
–
Журналистку N мы угощали просто как старую знакомую, из личных запасов. Нам не
выделяют кофе-чай-сахар для представителей СМИ. И угощали не перед
мероприятием, а в свободную минуту. Извините, мы торопимся.
–
Я все-таки буду жаловаться вашему шефу, что за невнимание! (без комментариев)
Диалог №4
- Это пресс-служба? Скажите,
пожалуйста, вот у вас утром было совещание, почему о нем до сих пор нет
информации на сайте?
–
Извините, у нас один сотрудник в отпуске, другой заболел, просто все не
успеваем. До конца дня информация обязательно появится.
–
Как - до конца дня? Мне нужно до двух часов, у меня статья в номер!!
–
Если у вас такая важная статья, почему Вы сами не пришли на совещание? Отобрали
бы те моменты, которые интересны именно вашему изданию, написали бы быстрее …
-
Да, мне поручил редактор, но просто не было возможности подойти … И вообще -
это ваша работа! Так вы успеете до двух часов?..
Перефразируя
известную мудрость - «на пресс-службу надейся, а сам не плошай». Конечно, много
проще взять и чуть изменить чужой текст, но если тема для вас действительно
важна – делайте работу сами … или хотя бы подстрахуйтесь с помощью
коллег-журналистов, которые точно будут на конкретном мероприятии.
Подобных примеров можно было бы
привести много. Но закончить этот опус хотелось бы упоминанием о том, каких
журналистов любят: профессиональных, грамотных, как минимум - вежливых
(лояльность – это отдельная песня), не рвущихся в погоне за сенсацией в
служебные туалеты (да, были и такие экземпляры), не страдающих излишним
нарциссизмом. Понимающих, что это «только работа», и все мы в первую очередь
люди.
Я могу только добавить, что от личных отношениий с сотрудниками пресс-служб зачастую будет зависеть эффективность вашей работы.
Отвечаю на вопросы, заданные в личке FB.
ОтветитьУдалитьНет, это не мое сочинение.
Да, я знаю, что этот же пост, но с указанием конкретной организации и подписью автора - сотрудника пресс-службы - воспринимался бы куда весомее.
Нет, я не дам эту информацию, т.к. таково было условие источника. Не обсуждается.