Страницы

четверг, 28 февраля 2013 г.

По ту сторону, или пресс-службы "с человеческим лицом"


        Кого любят и кого не любят пресс-службы? За что? Высказаться на эту тему я попросила сотрудников отдела по связям с общественностью крупной госструктуры, к которым журналисты обращаются постоянно и отзываются о них с уважением. Ниже - текст, полученный в ответ.


                Рано или поздно любому начинающему журналисту придется столкнуться на своем пути с категорией граждан, чьи служебные обязанности именуются «связи с общественностью» или «пресс-служба». Для взаимного блага будет лучше, если «столкнуться» вам придется только фигурально. Поэтому, прежде чем размахивать знаменем борца за свободу слова и лезть на баррикады (это вы всегда успеете), можно хотя бы попытаться стать на точку зрения «связного». Значительная часть «пресс-службистов» в прошлом имеет опыт журналистской работы и контакты с экс-коллегами поддерживает не только рабочие. Исповеди тут особо не дождешься (как ни крути – работа подразумевает определенную закрытость). Но задушевные беседы за чашкой чая позволяют обрисовать ряд ситуаций, которые стопроцентно гарантируют вам особую «любовь» пресс-секретарей и иже с ними.
                Итак, начнем …
Диалог №1
                - Алло, пресс-служба? Мне срочно нужно связаться с … и информация о …
- Хорошо, оставьте свои координаты, мы уточним и вам перезвоним.
- Вы не понимаете, мне срочно! Я еще вчера звонила вашему коллеге, и он мне обещал …
- Кто и что вам обещал? С кем вы вчера разговаривали?
- Ну я не помню … Вчера, по этому телефону… Он представился, только имя из головы вылетело…  И он обещал! Вы что мне не верите?
- Извините, ничем не могу помочь. Оставьте координаты или свяжитесь с тем, кто вам обещал.
- Это просто непорядочно с вашей стороны! Чем вы там занимаетесь? Я буду жаловаться в …(ООН, Общество защиты прав потребителей и так далее до бесконечности).
Позже выясняется, что никто никому не звонил, ни о чем не договаривался, элементарная попытка взять нахрапом и эмоциями. Особо «продвинутые пользователи» даже пытаются козырять именами людей, которые им якобы что-то обещали или сообщали.

                Диалог №2
                - Это телеканал S. Нам срочно необходим комментарий вашего руководителя по поводу события Х.
– Да, это действительно важное событие. Именно поэтому сегодня в два часа дня состоится пресс-конференция по этому поводу. Все заинтересованные СМИ смогут озвучить свои вопросы. Вы получали нашу рассылку?
– Нет, вы не поняли. В два часа будут ВСЕ, а нам нужен ЭКСКЛЮЗИВ.
– Да, мы понимаем нашу проблему. К сожалению, руководитель очень занят и не может встречаться с каждым изданием или телеканалом по отдельности. Если для вас он захочет сделать исключение, мы обязательно свяжемся. Если нет – приходите вместе со всеми к двум часам.
– Нет, вы не понимаете, мы же телеканал S!..
Стремление к эксклюзиву у любого журналиста в крови, но … Посоветовать тут можно только одно – нарабатывать имя, чтобы именно с Вами захотели встретиться персонально. Компромиссный вариант: после общего интервью задать свои личные уточняющие вопросы. Кстати, насчет вопросов: коллегам-журналистам тоже может не понравиться, если Вы слишком рьяно тянете одеяло на себя и не даете им вставить слово во время пресс-конференции.

                Диалог №3
                - Сделайте мне кофе!
- Извините, у нас через 15 минут пресс-конференция, надо успеть размножить пресс-релиз, расставить таблички и пообщаться с журналистами.
– А чем вы раньше занимались? Когда я был в кабинете вашего шефа, там всегда наливали кофе!
– В приемной шефа есть секретарь, это входит в ее обязанности. Можете снова подойти туда.
– Так что, я не дождусь кофе? А вот журналистку N вы угощали, я сам видел!
– Журналистку N мы угощали просто как старую знакомую, из личных запасов. Нам не выделяют кофе-чай-сахар для представителей СМИ. И угощали не перед мероприятием, а в свободную минуту. Извините, мы торопимся.
– Я все-таки буду жаловаться вашему шефу, что за невнимание! (без комментариев)
               
Диалог №4
                - Это пресс-служба? Скажите, пожалуйста, вот у вас утром было совещание, почему о нем до сих пор нет информации на сайте?
– Извините, у нас один сотрудник в отпуске, другой заболел, просто все не успеваем. До конца дня информация обязательно появится.
– Как - до конца дня? Мне нужно до двух часов, у меня статья в номер!!
– Если у вас такая важная статья, почему Вы сами не пришли на совещание? Отобрали бы те моменты, которые интересны именно вашему изданию, написали бы быстрее …
- Да, мне поручил редактор, но просто не было возможности подойти … И вообще - это ваша работа! Так вы успеете до двух часов?..
Перефразируя известную мудрость - «на пресс-службу надейся, а сам не плошай». Конечно, много проще взять и чуть изменить чужой текст, но если тема для вас действительно важна – делайте работу сами … или хотя бы подстрахуйтесь с помощью коллег-журналистов, которые точно будут на конкретном мероприятии.
                Подобных примеров можно было бы привести много. Но закончить этот опус хотелось бы упоминанием о том, каких журналистов любят: профессиональных, грамотных, как минимум - вежливых (лояльность – это отдельная песня), не рвущихся в погоне за сенсацией в служебные туалеты (да, были и такие экземпляры), не страдающих излишним нарциссизмом. Понимающих, что это «только работа», и все мы в первую очередь люди.      

  Я могу только добавить, что от личных отношениий с сотрудниками пресс-служб зачастую будет зависеть эффективность вашей работы.

1 комментарий:

  1. Отвечаю на вопросы, заданные в личке FB.
    Нет, это не мое сочинение.
    Да, я знаю, что этот же пост, но с указанием конкретной организации и подписью автора - сотрудника пресс-службы - воспринимался бы куда весомее.
    Нет, я не дам эту информацию, т.к. таково было условие источника. Не обсуждается.

    ОтветитьУдалить